Сальвадор Дали об искусстве

Pentel Pen - 14 сентября 2016

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль) родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности.

Сальвадор Дали — человек, который стал одной из самых одиозных и эксцентричных фигур XX века. Он дожил до преклонного возраста, до 85 лет, став современником многих изменений в искусстве и обществе. А часто — и причиной этих изменений.

«Сюрреализм — это Я!» — знаменитая фраза 1936 года, брошенная Дали после ссоры и исключения из группы сюрреалистов, сегодня уже не кажется слишком самонадеянной. Живописец и график, скульптор и режиссер, один из самых ярких и известных сюрреалистов, Сальвадор Дали создавал резонанс во всех областях искусства, где начинал свою деятельность.

Подобно фокуснику, он жонглировал образами, создавая причудливые и часто шокирующие их переплетения. Картины Сальвадора Дали до сих пор поражают современников неповторимой реалистичностью продуманных сюжетов.

Работы Дали выглядят современными и сегодня: вы можете убедиться в этом, просмотрев отрывок его знаменитого фильма «Андалузский пес» или внимательно рассмотрев упаковку леденцов на палочке «Чупа-чупс», которую он нарисовал за полчаса, когда к нему обратился владелец конфетной фабрики Энрике Бернат.

Жизнь и мировоззрение Дали окутаны невидимой завесой тайны — хотя он и вел публичную жизнь.

Книга «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», изданная в 1944 году, показывает читателю мир глазами мастера. А книга «Дневник одного гения», со своей шокирующей откровенностью, спровоцировал в обществе новый виток скандалов вокруг Дали.

На фотографиях Дали предстает перед нами королем эпатажа. Его усы, которые ни с чем не спутаешь, — достойное дополнение и без того колоритного образа.

Мы собрали наиболее яркие и интересные высказывания великого гения об искусстве и окружающей его, по мнению Дали, иллюзорной действительности.

"Предел тупости — рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее."

"Я до неприличия люблю жизнь."

"Увидел — и запало в душу, и через кисть проявилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь."


"Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.

"— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно."

"Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности."

"Я только тем и занимаюсь, что порчу свои картины. И потом говорю «сделал, что хотел»."

"Я бы не купил ни одну из своих картин."

"Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении."

"От скульптуры мы вправе требовать как минимум одного — чтоб она не шевелилась."

"Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства."

"Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм."


"Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя."

"Нужно было возвращаться к традиции и в живописи, и во всем остальном. Все прочие пути ведут в тупик. Люди и так уже разучились рисовать, писать, слагать стихи. Искусство неуклонно сползает все ниже и ниже и становится все однообразнее, ибо ориентируется на единые международные образцы. Уродливо и бесформенно — вот главные характеристики такого искусства, вот симптомы недуга."


"Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности."

"Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся."

"У лени шедевров нет!"

"Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия."