Вместе с Pentel против дисграфии!

Pentel Pen - 14 января 2016

Слишком маленькие или слишком большие буквы, и при этом однобокие, нерегулярные и асимметричные – не для каждого писать-это простая и приятная вещь. Дети и взрослые, которые пишут, как пресловутая "курица лапой", бывает, что они сами не могут прочитать, что написали. Часто это является признаками определенного нарушения в развитии - дисграфии.


Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дисграфия наблюдается у детей одновременно с дислексией, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

Несмотря на то, что этому заболеванию уделяется много внимания, окончательно причины появления такого нарушения до сих пор не выяснены.

Определенную роль в развитии дисграфии отводят вероятной функциональной незрелости участков мозга, которые отвечают за письменную речь. Это может быть генетической предрасположенностью, последствием травмы головного мозга, особенностей течения беременности, осложнений в родах, перенесенных инфекционных заболеваний.

Наибольшее влияние на развитие заболевания оказывают длительные или частые болезни, неправильная речь родителей и близких ребенка (в том числе — использование нескольких языков в семье с их смешением), недостаточное общение с ребенком, нехватка зрительных образов правильного письма (книги).

Интересно, что у детей, начавших обучение в школе слишком рано, риск развития дисграфии тоже достаточно высок. Это обусловлено отсутствием психологической зрелости ребенка и готовности к школе.

В большинстве случаев дисграфия сочетается с другими вариантами нарушений устной и письменной речи.

ПРИЗНАКИ ДИСГРАФИИ

Дисграфия проявляется нарушениями почерка, достаточным количеством грамматических ошибок в письменной речи, заменой одних букв на другие (чаще — по принципу схожести написания или подобия звуков).

Почерк у детей с дисграфией зачастую неровный, с возможным отсутствием пунктуационных знаков и заглавных букв. Ребенок, как правило, пишет медленно, часто не успевая за сверстниками, присутствует некая зависимость почерка от эмоционального состояния (чем больше расстроен ребенок, тем более неровный у него почерк). При этом точность других действий, требующих подвижности пальцев, не нарушена.

Любопытно, что дисграфия несколько чаще встречается у левшей.

Регулярные занятия грамматикой зачастую не приносят определенного результата. У ребенка мало-помалу укрепляется ощущение в собственной неполноценности, он старается избегать всех видов деятельности, которые требуют письменной речи.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Для устранения дисграфии необходима совместная работа квалифицированного логопеда, школьных учителей и родителей.

Существует целый ряд специальных упражнений, которые помогают маленькому дисграфику справиться с проблемой. Ребенку предлагают зачеркивать и подчеркивать определенные буквы в тексте (разрабатывая зрительную память и анализ, проговаривать слова при письме, переписывать тексты, разрабатывать почерк.

Для облегчения запоминания букв широко используются аналогии написания буквы с изображением. При изменениях устной речи коррекцию дисграфии начинают с вырабатывания правильного произношения.

До сих пор открытым остается вопрос о возможности профилактики дисграфии. Предупредить появление этого расстройства невозможно, поскольку не выявлены его четкие причины. А вот выявить риск развития дисграфии либо ее ранние признаки абсолютно реально. Причем обращать внимание на это следует еще до того, как ребенок пойдет в школу.

К группе риска относятся дети из двуязычных семей, левши и переученные правши, дети с нарушенным воспроизведением звуков, проблемами с концентрацией внимания и памятью. Всех таких деток необходимо показать логопеду, который может провести специальное тестирование малыша и принять меры профилактики дисграфии.

Ниже мы подобрали ряд упражнений, которые рекомендованы дисграфикам. Их выполнение также поможет в развитии моторики и становлении почерка здоровых детей.

Одной из причин нарушения является неправильная привычка держать перо, карандаш или ручку, либо слишком большое напряжение мышц. Поэтому, рекомендуется начинать освоение чистописания с ряда упражнений на укрепление мышц рук и запястья. В этом поможет пластилин, детская глина, вырезание ножницами, собирание головоломок и конструкторов. Для коррекции письма полезным будет:


- Рисование под копирку.

- Нанизывание бисера, бусин или даже макаронин на нитку.

- Рисование пальцами, кистью, ватой, губкой.

- Закрашивание любого, большого по площади предмета (например, листа картона) и строго определенной формы (например, квадрата).

- Практические занятия с прописями. Тщательное прорисовывание букв алфавита.

- Поиск предметов с соответствующими признаками.

- Рисование "восьмерок" в воздухе и на бумаге цветными карандашами, фломастерами, кисточкой.

- Обводка рисунков по контуру.

- Раскрашивание сложных геометрических узоров и раскрасок.


Еще одно необходимое условие это использование эргономичных пишущих принадлежностей, повторяющих анатомическую форму руки, со сбалансированным корпусом, имеющих треугольное сечение или углубления для пальцев.

Приведенная выше информация не является лечением дисграфии, и носит исключительно описательный характер с возможными рекомендациями. Не забывайте, что самолечением можно навредить своему здоровью и здоровью окружающих. При появлении признаков болезни или подозрении на нее необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Будьте здоровы.